Дэвид Дж. Петерсон – создатель таких языков, как дотракийский и валерийский в «Игре престолов», нескольких языков и диалектов в сериале «Изумрудный город», многих языков кинематографической вселенной Marvel. Он также является создателем и консультантом нового языка в «Сотне».
В 4 сезоне мир сериала расширяется еще больше, поэтому мы попросили Дэвида рассказать нам больше о языке Землян, о том, как она развивался в сериале и в современно мире.
Далее статья написана от лица Дэвида Дж. Петерсона.
Мы наконец-то дождались премьеры 4 сезона «Сотни», которая вернула Землян на экраны и их язык – Тригедасленг (если вы никогда не слышали это название, не волнуйтесь: его не упоминали на экране).
Тригедасленг – имя, данное языку, который эволюционировал на Земле в течение около полутора веков из смеси современного английского и кода с загадочным происхождением. С самого начала используется исключительно Трикру, но с расширением мира «Сотни», этот язык становится общепринятым межнациональным языком среди всех двенадцати кланов.
Первоначально Гонакру (воины среди Землян) также использовали современный английский язык в общении с жителями горы Уэзер на протяжении многих лет. С тех пор знание английского языка распространилось, поэтому многие из Землян знают оба языка.
Сам язык должен быть очень знаком носителям английского языка, если вы проверяете правописание. Вот предложение на Тригедасленге для примера, его этимология и значение (сегменты в скобках были опущены):
Mebi oso na hit choda op nodotaim.
Maybe us-all (gon)na hit (ea)ch-other up (a)nother-time.
«May we meet again» («Возможно, мы встретимся вновь»)
Это довольно просто, на мой взгляд (таким мог бы быть современный английский). Правописание немного затрудняет его, хотя…
В начале нашей подготовки ко 2 сезону (когда я присоединился к шоу) я спросил Джейсона Ротенберга об этом. Я сказал ему, что, учитывая характер языка, я мог бы сделать одну из двух вещей: (1) я мог бы использовать реальное английское правописание, когда слово было идентично или почти идентично (что-то вроде второй строки в приведенном примере), или (2) я мог бы создать новое написание, которое было бы чисто фонетическим, что означает, что слово записывается так, как произносится. Джейсон выбрал второй вариант, полагая, что это помогло бы актерам думать, что это действительно другой язык.
Некоторые актеры действительно принимали его за совершенно другой язык; другие - замечали, что он похож на английский язык и пытались на свое знание английского. Оба эти варианта хороши. Многие признают, что говорить на этом языке захватывающе. Но истина заключается в том, что грамматика – эволюция современной английской грамматики, и каждое слово на Тригедасленге – без исключения – имеет свое происхождение в современном английском.
Некоторые значения слов изменялись с течением времени, что делает Тригедасленг уникальным. Многие изменения были преднамеренными, они очень похожи на то, что сейчас мы называем сленгом. Например, когда я был молод, все начали говорить, что «плохо» означает «хорошо». Несколько лет спустя дети начали использовать «больной» с той же целью. Если вы не знали, что это делается намеренно, значит, вы не слышали, как молодые люди часто используют негативные термины для описания того, что они уважают.
В первые дни Тригедасленга этот тип изменения смысла был использован в массовом масштабе. Вместо того чтобы называть что-то ловушкой, это будет называться безопасным домом; Командующая была названа «Хедой».
Иногда слово имело значение противоположное изначальному; иногда первоначальный смысл слова был ключом к понимаю смысла его кода; иногда никаких связей вовсе не наблюдалось. Это был код, который нужно было узнать, чтобы стать частью группы.
Исходные кодовые слова просочились в то, что стало Тригедасленгом, и стали частью языка. Произношение изменилось с течением времени в результате реорганизации английской грамматики и уменьшения словарного запаса.
Затем язык начал развивать свой собственный характер, и молодое поколение начало создавать слова для всего, что их окружало (deimeika, «day maker,» for «sun» [солнце, дословно – создатель дня]; graunpauna, «ground pounder,» for «gorilla» [горилла, дословно – земельный тяжеловес]; natrona, «night runner,» for «traitor» [предатель, дословно – ночной беглец]). По мере роста молодого поколения их сленг становился частью языка, а затем стал стандартом.
Шаг за шагом Тригедасленд стал тем, что обнаружили Скайкру («sky-crew») [«небесный экипаж»], когда оказались на Земле.
Если вы слышите об этом в первый раз, то вы можете быть удивлены, узнав, что на сегодняшний день Тригедасленд – самый популярный созданный язык. Правда, я создал языки для шоу, которые более популярны (например, «Игра престолов»), и некоторые названия созданных мною языков более известны – но у них нет таких преданных последователей, как у Тригедасленга.
Размышляя об этом, я пришел к выводу, что все причины для этого сводятся к трем фактам:
1. Тригедасленг – самый простой язык для изучения носителями английского языка без каких-либо исключений, и среди аудитории «Сотни» больше всего носителей английского языка.
2. Хотя это ни в коем случае не означает, что шоу направлено только на подростков, подростки могут смотреть «Сотню», тогда как многим из них будет запрещено смотреть что-то вроде «Игры престолов». У молодых людей больше времени и желания, по моему опыту, заниматься чем-то вроде создания новых языков, чем у стариков (как я), кто едва успевает идти в ногу со временем.
3. Тригедасленг осмысленно используется в шоу. Миллионы видели, например, «Тор: Темный мир» или «Доктор Стрэндж», где моя работа казалась намного более случайной в сюжете, в отличие от того, как Тригедасленг используется в «Сотне».
Когда я присоединился к шоу, я не знал чего мне ожидать, но я очень хорошо провел время вместе с ними. В этом сезоне продолжается увеличение общего числа созданных языковых линий… Поэтому фанаты готовятся к большему количеству Тригедасленга.
Hofli yu na dig em in! (Hopefully you’ll enjoy it!) [Надеюсь, вам понравится это!]
Перевод: alinkaVIP
|